Частные и государственные начальные школы Москвы: особенности обучения и качество образования
Один из самых важных периодов в жизни ребенка - начальная школа. Ее пройденная часть в значительной степени определяет успех и достижения школьника в будущем. В этой статье мы расскажем о том, какие возможности предоставляет начальное образование в России, а также представим лучшие начальные школы.
Первые начальные школы появились еще при Петре I. Тогда они делились на несколько типов (цифровые, русские, адмиралтейские и т.д.) и были основаны на образце европейских школ. Массовая начальная школа появилась позже, в конце 19-го-начале 20-го века, во время серьезных реформ. Сегодня начальная школа имеет уже другой вид и неоднократно подвергалась самым разнообразным изменениям.
В России начальная школа открывает перед ребенком новый мир не только в плане учебы, но и социального статуса. Именно в начальных классах формируются навыки дисциплины, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром и появляется потребность в самовыражении. Важно понимать, что от того, как пройдут первые годы обучения в школе, будут зависеть дальнейшие результаты.
Обучение в начальной школе включает в себя не только основы письма, чтения и математики, но и формирует мировосприятие, развивает творческие навыки, эстетическую и физическую культуру, самосознание и самооценку. Поэтому важно подходить к выбору начальной школы ответственно.
На сегодняшний день в России представлены две модели начальных школ - трехлетняя и четырехлетняя. Четырехлетняя начальная школа обеспечивает более благоприятную адаптацию к учебному процессу, а также формирует более глубокие познавательные навыки, что соответствует международным стандартам. Сегодня в России большинство специалистов склоняются к мнению о полном переходе на четырехлетнюю начальную школу, что позволит создать более комфортные условия для младших школьников и сохранить у них интерес к учебе.
Какие нормативные документы регулируют качество начального образования в России? Они перечислены ниже:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (с изменениями, вступившими в силу 19.05.2013 г.);
- Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который является приложением к Приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373;
- Приказы о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г. и от 22.09.2011 г.);
- Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03 "Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ";
- Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114 "О мониторинге ФГОС общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который был разработан для обеспечения единства образовательного процесса на всей территории России, содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы. Также он устанавливает структуру программы и базисный учебный план, в который включен раздел "Внеурочная деятельность".
Нормативные документы гарантируют создание комфортной обстановки в процессе обучения и создание наиболее благоприятных условий для учеников.
Программы образования в начальной школе предусматривают две системы обучения - традиционную и развивающую. В рамках традиционной системы предлагается изучать одну из семи программ: "Школа России", "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Гармония", "Классическая начальная школа", "Перспективная начальная школа" и "Планета знаний". К развивающим программам относятся программы Эльконина-Давыдова и Занкова, однако многие классические программы были настолько трансформированы, что уже можно считать их развивающими.
Каждая из программ имеет свои особенности. "Школа России" делает акцент на приобщение детей к традициям и культуре своей страны, духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории России, ее природе и т.д. "Школа 2100" ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей. "Начальная школа XXI века" мягко адаптирует школьников к учебе, где обучение происходит в форме игры; дети учатся сами добывать знания, дискутировать, обсуждать и анализировать. "Гармония" является сочетанием традиционных и развивающих методов и направлена на создание гармоничных отношений как между детьми, так и между учителями и учениками. Она включает в себя новые перспективные технологии обучения. "Классическая начальная школа" построена на традиционных методиках, а "Перспективная начальная школа" прекрасно подходит для сельских школ, где в одном классе могут обучаться дети разных возрастов и уровней знаний. "Планета знаний" включает в себя задания, которые направлены на развитие умений выполнять сложные и развивающиеся задачи и учат детей становиться более самостоятельными и инициативными.
Программа Занкова имеет другую структуру. Во-первых, она создает доверительные отношения между учителем и учеником. Дети на занятиях анализируют теорию и делают выводы самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе, считаются сложными, но при этом очень притягательными для детей. Во-вторых, школьники выполняют задания, а затем изучают теорию.
Программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях, хорошо развивает мыслительные способности. Большая часть занятий проходит в классе, дома дети отдыхают. Тем не менее, программа очень насыщенная, и в нашей стране не так много педагогов, которые умеют по ней работать.
Разновидности начальных школ
Существует несколько типов начальных школ, которые можно классифицировать по направленности и формату. По направленности начальные школы могут быть углубленно направлены на изучение определенных предметов, таких как иностранные языки или математика. По формату школы могут быть государственными или частными.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес к частным школам остается высоким. Многие родители считают, что именно частные школы способны предоставить более качественное образование. Однако, нужно разобраться, действительно ли это так.
Частные школы: комфортное обучение и разнообразные программы
Среди всех образовательных учреждений частное образование считается наиболее престижным. Одной из главных причин этому является меньшее количество учащихся в классах. Благодаря этому преподаватели имеют возможность уделить больше внимания каждому ребенку. К тому же, многие частные школы имеют свою направленность и предлагают редкие образовательные программы.
В таких школах создается очень комфортная обстановка, что предоставляет широкий набор возможностей для всестороннего развития способностей ребенка и его творческого раскрытия. Благоприятный микроклимат в частных школах также благоприятствует лучшей учебе. Обычно в штате частных школ работают детский психолог и логопед, проводятся регулярные медицинские осмотры. Кроме того, на территории школы обычно располагается столовая, которая предлагает разнообразное и полезное питание. Классы, здание, залы соответствуют самым современным и высоким требованиям качества и безопасности. Такие школы хорошо охраняются, что делает их безопасными для студентов.
Единственный минус обучения в частной школе – за обучение нужно платить. Суммы могут быть довольно внушительными. Однако, если рассмотреть пятерку лучших частных школ Москвы, таких как «Лучик», «Наши традиции», Ломоносовская школа, «Радуга» и «Ступени», то можно сказать, что все они обеспечивают высокое качество обучения и развития вашего ребенка.
Государственная школа - бесплатное образование, однако условия здесь могут несколько отличаться в худшую сторону. Количество учащихся в классе часто превышает 30 человек, а это означает, что учитель не всегда сможет уделить нужное внимание каждому ребенку. Несмотря на это, государственные школы продолжают оставаться популярными: программа здесь строго соответствует стандарту, а дети получают разностороннее образование.
В то же время, благодаря большому количеству учащихся, процесс обучения иногда напоминает конвейер. Дополнительные секции и услуги, например спортивные секции или дополнительные занятия по математике, могут быть предоставлены ученикам за отдельную плату.
Качество образования в начальной школе: частные и государственные школы
Вопрос качества образования в начальной школе является крайне актуальным при сравнении частных и государственных образовательных учреждений. При этом необходимо понимать, что это понятие включает в себя оценку не только базовых знаний, таких как грамотность и математика, но и ключевых личностных характеристик, которые существенно влияют на успехи учащихся в будущем. Среди них можно выделить дисциплину, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход и воображение.
В государственных школах часто используется формальный подход к обучению, который не уделяет должного внимания развитию личностных качеств учащихся. В частных же учебных учреждениях практикуется личностный подход, который направлен на развитие способностей ребенка к познанию мира и к саморазвитию. Этого часто достигают за счет творческих методов обучения, уникальных образовательных программ, нетрадиционных методик и личного отношения к каждому ученику.
Таким образом, уровень образования в частных школах обычно выше, а ученики более мотивированы на получение знаний и достижение успеха. Однако, несмотря на уверения некоторых родителей, что при переводе из частной в государственную школу ученики значительно отстают по уровню знаний, такое явление скорее является исключением из правил.
Выбор школы для ребенка - это очень ответственный шаг, который иногда может привести к долгому и трудному выбору между государственными и частными школами. Обе варианты имеют свои плюсы и минусы.
Государственные школы являются бесплатными и устоявшимися учебными заведениями. Но поскольку здесь занимается много учеников, общая поддержка и внимание со стороны учителей может быть ограниченной. Также материально-техническая база может быть менее качественной, а питание может содержать полуфабрикаты.
Частные же школы имеют репутацию более элитарного учебного заведения за счет обогащенной программы, индивидуального подхода к каждому ученику, наличия большого количества кружков и секций, качественной материально-технической базы и качественного питания. Однако частные школы необходимо оплачивать, что может стать причиной дополнительных финансовых затрат.
При выборе частной школы важно обратить внимание на наличие лицензии и аккредитации, программы обучения, квалификацию учителей, удобство расположения, материально-техническую базу, атмосферу и состояние школы, процент поступления выпускников и успешность результатов ЕГЭ. Также полезно почитать отзывы в Интернете и пообщаться с родителями учащихся.
Независимо от выбора, переход в начальную школу всегда связан со стрессом и сложностями для ребенка и его семьи, поэтому очень важно внимательно подойти к выбору и создать максимально благоприятные условия для школьника. Желаем удачи!
Фото: freepik.com