Казахская дочка российского народа
Гульнара – представляет казахскую диаспору Пластовского района.
Гульнара Аулехановна Хасанова – участница Центра национальных культур, поэт, педагог
Гульнара – представляет казахскую диаспору Пластовского района. В своей жизни она свято чтит родительский кодекс, национальные традиции и делится своим жизненным опытом с подрастающим поколением.
Гульнара – коренная пластовчанка. После окончания школы № 12 поступила на филологический факультет Челябинского педагогического университета. Вернулась в родной город. Несколько лет работала в детском доме. На одном высшем образовании не остановилась, получила второе на экономическом факультете ЧелГУ. Следом за университетом начались трудовые будни в налоговой службе. С переносом налоговой в город Южноуральск, Гульнара осталась без работы. Но все-таки нашла свое призвание. Второй год Гульнара Аулехановна работает во второй школе учителем начальных классов и учит ребят не только математике и русскому языку, но дружбе и уважению друг к другу.
– Люди не делятся по разрезу глаз, цвету кожи и волос. Не важно, какой национальности человек: он либо человек, либо нет. Знакомясь и узнавая традиции других народов, есть чему удивиться и восхититься, – считает Гульнара Хасанова
Сестринская связь
Росла Гульнара в многодетной семье: она и четыре сестры. Отец им всегда говорил, показывая на ладонь: «Вас пятеро, вы как кулак, поэтому всегда держитесь вместе». Отцовские слова укрепили и без того крепкую связь сестер. Высокие смуглые черноволосые красавицы из семьи Титеневых. Их всегда можно было встретить на городских и районных мероприятиях. Сестры часто выступали на концертах. Гульнара средняя, то есть третья в семье. Родители были верующими людьми и воспитывали дочерей в национальных традициях по канонам ислама. Повзрослев, все сёстры обзавелись своими семьями.
Никах
У всех состоялся «никах», что в переводе означает брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Такой обряд проводит «хазрат» (человек с высоким религиозным статусом). Можно считать «никах» состоявшимся в том случае, если жених и невеста при свидетелях и гостях выражают согласие, вслед за ними согласие на брак дают родители. Затем жених при свидетелях вручает невесте «махр», то есть свадебный подарок, прежде показав его гостям. Также жених дает обещание выполнять любое желание невесты в будущем.
Гульнара Хасанова в национальном костюмеКоран
В доме Хасановых, как и полагается каждой мусульманской семье, хранится священная книга – Коран. Он лежит на самом высоком месте, где нет посторонних предметов. Книгу достают, когда в дом приглашают муллу. Это может быть как веселый, так и грустный повод. Не так давно из жизни ушла мама героини сегодняшней зарисовки. По существующей традиции, со дня смерти и до одного года еженедельно женщины- мусульманки собирались на чтение молитвы.
Межнациональная семья
Супруг Гульнары – по национальности татарин. Дома он говорит с детьми на родном татарском языке. Сына Тагира и дочку Алсу супруги воспитывают же, как их воспитали родители. Обязательным атрибутом национальных праздников и обрядов являются головные уборы: для мужчины — тюбетейка, для женщины – платок. Тагир занимается конструированием. Алсу попробовала себя в танцах, рисовании, сейчас занимается журналистикой. Но чем бы ни занималась девочка, занятия в творческом объединении «Дуслык» никогда не уходят на второй план. Девочка изучает национальные культуру, быт и язык.
Алсу ХасановаДуслык
В «Дуслык» дети учатся татарскому языку с учетом речевых возможностей, используя народные поговорки, пословицы, игры, изучая обычаи и традиции татарской культуры. Развивают музыкальные и вокальные способности путем разучивания песен и танцев. Для детей проводятся литературные вечера, праздники, мастер-классы по изготовлению предметов народного костюма, кулинарных блюд национальной кухни. Воспитанники кружка участвуют в конкурсах Конгресса татар Челябинской области. Алсу стала участницей конкурса «Мисс татарочка -2020». Для этого мероприятия ей сшили татарский национальный костюм.
Мы – дети дружной страны
За беседой Гульнара поделилась одним случаем из своей учительской деятельности. Как-то в класс пришел новый мальчик, приехавший из соседней территории. Между детьми зашел спор и небольшая потасовка, мол, что ты не русский. Педагог сразу же обратила внимание, развела детей и сказала им: «Ребята, я ведь тоже не русская!» и разъяснила что к чему. Дети задумались. И с тех пор в сторону новенького мальчика не было никаких детских выпадов. Иногда на переменах учитель слышит, как уже ее ученики учат других уважать друг друга, не смотря на цвет кожи и разрез глаз, что в очередной раз доказывает, что детям надо рассказывать и проговаривать, что все мы одинаковые и живем в одной большой многонациональной стране. Это, по словам учительницы, срабатывает.
Творчество
– Стихи – это постоянная составляющая моей жизни, – говорит Гульнара. Оказывается, тяга к поэтическому жанру проснулась у нее еще в школьные годы. Когда занималась в театральном кружке, в голове начали рождаться рифмы. Проявившийся в подростковом возрасте талант, являющийся средством самовыражения, стал отражением отношения и взглядов на жизнь.
Гульнара увлекается рисованием. На художество уходит больше времени, поэтому занимается этим редко.
– А стихи не холст, они в голове, от них никуда не денешься. Сел и написал.
У героини сегодняшней зарисовки Гульнары Хасановой есть мечта – выпустить собственный сборник стихов. Вот несколькоее стихотворений.
Не верьте, нет не стали мы слабее,
Не пали духом и душой не обеднели.
Всегда есть те, кто прячется за спины,
Суля другим падение с вершины.
На площадях народ, в руках иконы.
С молитвой провожают мамы, жёны
Решение принял каждый, выбирая:
Я остаюсь или трусливо убегаю…
***
Там, между небом и землёй,
Повис от ужаса и хрипа
Призыв от матери одной:
«Вернись, сынок! Вернись! Я дома.
Не слушаю я слов чужих
И телевизор не включаю.
Ко мне вернёшься, мой родной,
Я в это верю, это знаю.
Я никому не объясню
И не пожалуюсь слезливо.
Я жду, сыночек, очень жду.
С молитвой жду я терпеливо.
Придёшь, откроешь дверь в сенях
И скажешь басом: «Мам, я дома!»
Я головой седой прижмусь,
Чтоб слышать сердца стук родного».
И будет знать лишь мать одна,
Чего ей стоило дождаться.
При долгожданной встрече встать,
Смотреть в глаза и улыбаться.
***
Дотянуться рукой до солнца,
И на кончиках своих пальцев
Аккуратно и очень нежно
На мгновение задержаться.
Свет сквозь ветки упал в ладони,
Ярким золотом заливая.
Дотянуться рукой до солнца,
Новый день с улыбкой встречая.
Письмо домой
Я пишу тебе, родная, с фронта
И надеюсь, что успею дописать.
Я надеюсь, что письмо моё получишь,
Хватит сил без слез его читать.
Что сказать? Война такое дело:
Перепутались и день, и ночь.
Мысль о доме лишь меня согрела.
Слезы прячу, уж совсем невмочь.
Как детишки? Мать моя? Живая?
Баба Нюра? Дед Вениамин?
На тебе всё держится, родная!
И я жив, молитвою храним.
Мне порой бывает очень страшно
И не за себя, а за других.
Страшно сгинуть без вести пропавшим,
Не оставив весточки родным.
Я вернусь к вам! Только вы живите!
Берегите дочек, матерей,
О Победе скорой помолитесь
И дождитесь добрых новостей.
Я приду пешком, мне путь не страшен,
Даже если будет он далёк.
Кончится война. Мы станем старше.
Не погаснет в сердце огонёк.
Елена ЧЕМПАЛОВА|корреспондент «ЗО»
Фото автора и из архива Г. Хасановой
Последние новости
Витамины после болезни: мифы и реальность
Важно правильно подходить к восстановлению организма после заболеваний.
Дети, пострадавшие при нападении на школу, вернулись в Челябинск
Школьники продолжают получать медицинскую помощь после трагического инцидента.
Устойчивость к антибиотикам: проблема здравоохранения Южного Урала
Медики предупреждают о последствиях неправильного применения антибиотиков.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку