«Ещё свидимся, Порфирий!»
На днях знакомая вернулась из Соль-Илецка, где планировала провести 10 дней.
Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.
Наш сосед-ровесник На днях знакомая вернулась из Соль-Илецка, где планировала провести 10 дней. Вернулась раньше срока – погода была, что называется, «не айс»: мокро, холодно, тут не до купаний в озёрах. Мол, даже в комнатах было прохладно и неуютно. Какой уж тут отдых?
После их отъезда вновь лили дожди, по телевизору показывали сюжеты, в которых Оренбург «поплыл», ведь отсутствие ливнёвок – просто бич российских городов. Что говорить, дожди в этом году балуют не только нас, но и соседей. Хотя в целом Оренбургская область относится к самым засушливым регионам страны.
Благодаря сухому климату и высоким дневным температурам у них отлично растут арбузы. Скоро мы сможем их попробовать – где-то через месяц. Выращивают бахчевые в основном в Соль-Илецком районе, то есть в том самом направлении, по которому мы привыкли ездить. Ведь знаменитые солёные озёра и правда помогают, если у человека есть проблемы с суставами, кожные заболевания и т.д. Конечно, в адрес курорта слышно много нареканий, связанных с чистотой, отсутствием должного сервиса, высокой ценой за вход на озёра (в этом году она составляет 350 руб./чел.). Но тех, кому это действительно нужно по медицинским показаниям, не отпугнёшь. Надо – и точка.
Что ещё мы знаем о соседней области? Ну, про пуховые платки слышали все, да и мы рассказывали на страницах газеты, про самый большой водоём искусственного происхождения на Южном Урале, Ириклинское водохранилище, вкратце писали, про второй по величине город, Орск, – тоже. Что осталось в стороне? Да многое. Например, столица региона.
Знали ли вы, что одно время Оренбург был столицей Киргизской (Казахской) АССР? Было это с 1920-го по 1925-й годы. Советская власть хотела укрепить целостность страны, и выбор Оренбурга был частью политики. Но всё же это показывает особую роль города как неких ворот в Среднюю Азию и Казахстан.
А ещё в советское время Оренбург почти 20 лет назывался Чкаловым в честь лётчика-испытателя, который ни разу не был в этом городе.
И ещё немножко истории. «Три раза зачатый, один раз рождённый» – так порой называют этот город, построенный для защиты и охраны границ Российской империи. Крепость заложили на реке Орь (отсюда и название), однако и первое место, выбранное для поселения, и второе оказались неудачными (сейчас на этих местах расположены город Орск и Бердский городок). Участок, на котором Оренбург заложили в третий раз, сейчас является его историческим центром. Год образования – тот же, что и у крепости Кизильской, редутов Сыртинский и Грязнушинский, то есть 1743-й. Хотя юбилей уже прошёл – город отметил 280-летие весной, 30 апреля. Немногим раньше Кизила, чья официальная дата основания – 24 июня 1743 года.
— В Челябинске были, в Уфе были, в Екатеринбурге – тоже. А в Оренбурге – нет, — припечатывал меня «железным» аргументом сын, любитель областных центров. — А ведь он даже ближе других.
И это правда: если от Челябинска нас отделяют 392 км, от Уфы – 440, то от Оренбурга «всего» 332. Поддавшись уговорам, на майских праздниках мы решили восполнить этот пробел, но поехали не напрямую, а через главную природную «фишку» района, Долгие горы, отправившись туда в компании туристов. Шапочно с этим красивым местом я уже была знакома и рассказывала о нём в сентябрьском номере («…Это две параллельные линии вершин, протянувшиеся на сто километров в меридиональном направлении. Очень необычные, цепляющие взгляд – скорее, холмы, чем горы, они выглядят как складки на покрывале».) Тогда пообещала сюда вернуться и спустя год это сделала. Теперь в моём «фотобанке» есть несколько десятков снимков нежно-жёлтого оренбургского мая, удивительно-красивых холмов, пересечённых по вершинам каменными бровками, и случайно найденного источника святой воды.
Уже оттуда, вдоволь нагулявшись по горам, мы поехали в столицу региона, благо путь был недальний (около 135 километров). При этом ни чёткого плана, ниособых предпочтений у нас не было, решили, что разберёмся на месте. Предварительно я лишь внесла задаток за квартиру, чтобы приехать по конкретному адресу. Посуточная аренда «однушек» в Оренбурге стоит порядка 1200-1700 рублей, мы в итоге сняли на двое суток за 2800 рублей, решив, что этого времени хватит на краткое знакомство с основными достопримечательностями. Но так как приехали уже к вечеру, оставили вылазку на завтра.
Квартира, кстати, сдавалась в Пугачах, по улице Курчатова. Теперь это микрорайон, а когда-то был посёлок Пугачи, который присоединили к городу 60 лет назад. Так и растут города, поглощая соседние деревни и даже целые районы. Правда, миллионником Оренбург не стал, а вошёл в список крупных российских городов, чьё население составляет от 500 тысяч до одного миллиона человек. В этом году здесь проживает порядка 540 тысяч, «минус» за последние два года составил 33 тысячи человек. До этого в течение восьми лет население прирастало. Всё живое, как известно, меняется, а города и сёла – это и есть живые организмы.
Вечером совершили небольшой променад по округе, при этом натыкались то на гаражи, то на окраинные территории с переполненными контейнерами. Это участь любого населённого пункта: до отдалённых от центра участков руки коммунальщиков доходят редко. И вроде логика в этом есть, но ведь люди живут везде. Это как если бы только умываться, а в баню не ходить. Мол, и так сойдёт.
Хотя близко к сердцу эту картину мы решили не принимать – выводы делать было рано.
Утром следующего дня мы отправились в исторический центр города, на набережную, так как первым делом хотели прокатиться по местной канатной дороге – то есть съехать по тросам с одного берега Урала на другой. Конечно, пересекать условную границу Европа-Азия нам не впервой, мы делаем это чуть ли не ежедневно, но ведь не таким диковинным способом?
Предварительно прочитала: канатную дорогу через Урал открыли в Оренбурге ещё в 2006 году. Длина её небольшая, чуть больше 230 метров, так что «полёт» длится минут пять. Две восьмиместные полупрозрачные кабины передвигаются на высоте семидесяти метров, обзор открывается хороший. Правда, есть одна загвоздка: застать работающей канатку вообще сложно. Судите сами. Когда её запустили, выяснилось, что при строительстве была допущена ошибка. «Азиатские» колонны канатки пару раз залило паводком, и конструкция накренилась. Передвигаться по ней стало опасно, и фуникулёр закрыли на ремонт аж до 2013 года. А запустив, через пять лет закрыли. Затем последовал долгий простой до 2022-го, затем открытие… Но ведь двадцать второй год был буквально вчера, думали мы.
Навигатор повёл к нему не улицей, а какими-то дворами (он любит так делать), и недалеко от набережной мы вышли к памятнику Пушкину, расположенному у главного входа в музей истории Оренбурга. Но выяснилось, что «с улицы» в музей не попадёшь – он работает лишь с экскурсионным обслуживанием и по предварительной договорённости.
Памятник поэту приурочили к 150-летию пребывания его в этих местах: дело в том, что в тридцатых годах XIX века Александр Сергеевич посещал Оренбург и останавливался в доме губернатора Перовского, который помогал поэту в сборе материалов о Емельяне Пугачёве для двух книг – «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки». Пушкин, будучи человеком основательным, перед работой перелопатил сотни печатных и рукописных источников и документов (возможно, более 4-х тысяч) и прочёл всё, что было напечатано о Пугачёве в России и Европе. Но и этого ему показалось мало, а потому поэт предпринял довольно трудное по тем временам путешествие в «восточные провинции», чтобы лично побывать в местах, где бушевала пугачёвщина. Он хотел увидеть ещё живых стариков-свидетелей, узнать отношение народа к восстанию и его вождю.
И, кстати, гидом литературного гения в путешествии по Оренбуржью был автор «Толкового словаря» Владимир Даль. Так и тянет сказать по-лермонтовски:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Поэта в бронзе мы запечатлели, а вот на канатку, увы, не попали – кабинки недвижно висели над Уралом, чуть покачиваясь на ветру. На этот раз причиной закрытия стала реконструкция верхней части набережной: территория вокруг памятника Чкалову была перекрыта, за забором кипели работы.
Детская железная дорога тоже не работала. Сказали, ещё не сезон, приходите через пару недель. Вкратце о ней: рельсы тянутся на 5,8 км вдоль берега Урала, есть четыре посадочные платформы, рейсы не ежедневные – ж/д работает по средам, четвергам и в выходные. Цена билета для детей с 3-х до 10 лет – 75 рублей, от 10 лет – 100 рублей. Цены здесь вообще «не кусаются».
Вот и билет на канатку обошёлся бы всего в 120 рублей. Может, этим и объясняются долгие простои? Раз проект не приносит прибыли, он мало кому интересен. Сравним для примера: проезд через Москву-реку в будни стоит 400 рублей (в одну сторону), в обе – 700. В выходные стоимость подскакивает до пятисот рублей в одну сторону и восьмисот – в обе. Где Москва и где Оренбург? И всё же…
Отсюда мы спустились к набережной и её главной достопримечательности – пешеходному мосту «Европа-Азия», который ведёт из исторического центра города в парк «Зауральная роща». А из парка прямиком можно попасть в лес. И вот в этом парке-лесу с нами случились две удивительные встречи.
Продолжение следует.
Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.
Последние новости
Первая олимпиада по инфекционным болезням в Южноуральском государственном медицинском университете
Событие собрало более 40 участников, стремящихся к победе.
Новый законопроект о защите экологии в России
Важные изменения в законодательстве, направленные на охрану природы.
Новые изменения в закон Челябинской области
Изменения в регулировании инициативных проектов открывают новые возможности для муниципалитетов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку