29.01.2023

Есть ли будущее у кусинской железной дороги?

Компания «РЖД-тур» развивает программу внутреннего туризма, активно запуская паровозные ретро-туры по всей стране.

Компания «РЖД-тур» развивает программу внутреннего туризма, активно запуская паровозные ретро-туры по всей стране. Есть шансы, что такие ретро-поезда могут запустить и по ветке Кусинского района, которая проходит по красивейшим местам Большого Урала.

Железнодорожные магистрали, словно стальные нити, связывают бескрайние просторы нашей страны. Западно-Уральская железная дорога, так она называлась до революции, соединяющая Лысьву с Бакалом, была построена в 1917 году. Благодаря ей на территории Кусинского района появились станции Куса и Злоказово, разъезды Чеславка и Движенец. В годы гражданской войны вдоль железнодорожной линии развернулись бои, по ней ходил бронепоезд. В годы Великой Отечественной войны по ней отправляли военные грузы и мобилизованных мужчин на фронт, принимали раненых и эвакуированных. В мирное время по этой ветки перевезли миллионы тонн грузов для народного хозяйства страны, осуществляли пассажирские перевозки.

Нина Андреевна Чекменева более 30 лет проработала начальником станции Куса. Она вспоминает:

— Приехала в Кусу я в декабре 1963 года, а в январе меня назначили заместителем начальника станции по грузоперевозкам. В то время станция Куса относилась к 4 классу, в штате было всего 18 человек.

Проработав год, я подала рапорт руководству о том, чтобы на станции открыли контейнерную площадку. Дело в том, что Кусинский машзавод отправлял в неделю по три контейнера со своей продукцией. Ширпотреб – посуду, художественное литье и прочее, мелкие детали паковали в ящики, которые ставили в вагоны. Ящики с продукцией шли сначала до Златоуста, там проходили сортировку. Это было долго и неудобно. До пункта назначения заводская продукция шла долго.

Когда в Кусе появилась контейнерная площадка, мы тесно работали с машзаводом, где производство росло и расширялось. Со временем завод начал отправлять до одной тысячи контейнеров в месяц. Плюс отправляли контейнерами домашние вещи люди, которые переезжали в другие местности. В 70-е годы многие уезжали из Магнитки, где закрылась шахта. На площадке мы комплектовали контейнеры сразу до пункта назначения, взаимодействовали с северными территориями, морскими портами. Машзавод тогда отправлял свою продукцию: экономайзеры, топки, насосы и прочее в 80 стран мира!

Когда в Кусе началось массовое строительство и переход котельных на мазут в качестве топлива, мы уже начали тесно сотрудничать с заводом ТТК. Построили тупик для отстоя вагонов с мазутом. Таких цистерн приходило в неделю – по 10-12 штук.

Осуществлялись по нашей железной дороге и пассажирские перевозки. Два раза в сутки проходили пассажирские поезда Чусовая-Бакал и Бердяуш-Михайловский завод. К одному из них цепляли вагон до Челябинска. Производство в Кусе росло, и на работу к нам на этих поездах приезжала молодежь из Башкирии. Зал ожидания работал круглосуточно. Сначала он отапливался дровами, а потом к зданию подвели центральное отопление. Вокзал стал местом притяжения для молодежи. После того, как в клубе заканчивались танцы, молодые люди приходили и продолжали общаться в зале ожидания.

Со временем вырос статус станции Куса, она стала относиться к 3-му классу, а штат увеличился до 100 человек.

Приходилось нам решать и социальные вопросы, которые касались всех жителей Станционного поселка. Мы, руководители предприятий, чьи подразделения находились на Станции, жили дружно, помогали друг другу.

Много лет больным вопросом для жителей верхней части поселка была вода. За водой людям приходилось с ведрами переходить железнодорожные пути и спускаться по насыпи вниз к ключику. А потом с полными ведрами проделывать этот путь обратно. Причем на путях в это время могли стоять составы, и жителям приходилось лезть под вагонами.

Чтобы обезопасить жизнь людей, мы сделали разрыв в движении поездов на время, когда дети шли в школу, а взрослые на работу. Предупреждали о приближении поезда к станции по громкой связи. Даже порой расцепляли вагоны для прохода жителей, привлекали к этим маневровым работам машзаводский тепловоз.

Благодаря И. К. Селину и помощи губернатора П. И. Сумина, нам удалось решить проблему с водоснабжением. Специалисты-железнодорожники из Нязепетровска провели изыскания и нашли воду рядом со станцией, причем запасы ее были большие. Построили водонапорную башню и провели водопровод на улицах верхней части Станционного поселка, установили там пять водоразборных колонок, также провели водопровод через переезд вниз, к клубу. Помогал строить водонапорную башню и будку наш стрелочник Николай Федорович Гуц. Он служил в морфлоте и умел работать с оборудованием. После рабочей смены шел и безвозмездно помогал. В 2000-х годах башня со всем оборудованием перешла от железной дороги к Водоканалу.

Мощные фонари, которые освещали пути, заодно освещали и улицы поселка. В те годы в поселке было два медпункта: в верхней части от Златоустовской железнодорожной больницы, в нижней – от леспромхоза.

В 90-е годы, с распадом хозяйственных связей и производства, объем грузоперевозок резко снизился, а в 2012 году из-за отказа Юревича дотировать пассажирские перевозки, прекратили ходить и пассажирские поезда.

Сегодня станции Куса и Злоказово законсервированы, перестал существовать разъезд Чеславка. Изредка по железной дороге пройдет тепловоз, который тащит за собой один-два вагона с грузом. Ответственность за этот участок пути сегодня несет Нязепетровск.

Однако такое печальное положение только в Челябинской области, в Свердловской и Пермской областях Западно-Уральская железная дорога по-прежнему функционирует, хотя и не в таком объеме. Компания «РЖД-тур» развивает программу внутреннего туризма, активно запуская паровозные ретро-туры по всей стране. Есть шансы, что такие ретро-поезда могут запустить и по нашей ветке, которая проходит по красивейшим местам Большого Урала, рядом с Национальными парками «Оленьи ручьи» и «Зигальга», Сонькиной лагуной и горнолыжным курортом «Евразия».

Фото: Сергей Егоров

Марина Пентюхова

Последние новости

В Уйском районе завершается отопительный сезон

Постановление подписал глава муниципалитета Вениамин Владельщиков Из-за  повышения среднесуточной температуры воздуха выше +8 градусов, рекомендовано завершить отопительный период 2023-2024 годов в Уйском районе с 27 апреля.

Хирурги ЧОДКБ восстановили семилетнему мальчику утраченные после ожога волосы

Хирурги ЧОДКБ восстановили семилетнему мальчику утраченные после ожога волосы, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Газ вам в помощь

Как и по всей стране, в Магнитогорске продолжается программа догазификации,  которая реализуется по инициативе президента РФ Владимира Путина и при поддержке партии «Единая Россия».

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *