04.02.2023

Прочитай мне преступление с наказанием В Камерном театре — событие сезона: «Достоевский. Игра в...» (16+)

Вы любите поэзию и музыку? Вы любите хороших артистов? Вы любите Федора Михайловича?

Вы любите поэзию и музыку? Вы любите хороших артистов? Вы любите Федора Михайловича? Тогда вам на премьеру в Челябинский Камерный театр. Инсценировка «Преступления и наказания» в стиле рэп длится всего час с небольшим, но надолго застревает в голове глухим речитативом и заунывным пением, монологами о дрожащих тварях и вселенском прощении.

Мутит меня. Давит меня. Трудно дышать — не могу.
Эти 730 шагов — будто дорога во тьму.

Совершить литературоведческий, поэтический подвиг, то есть написать либретто по роману в стихах, постановщик Олег Хапов доверил поэту Янису Грантсу. Задача та еще: вспомните, насколько язык Достоевского тяжел и буквально осязаем, особенно в ключевых сценах — убийства старухи-процентщицы, тяжелого бреда в комнатушке-шкафу, беседах со следователем Порфирием Петровичем... Конечно, текст «Преступления и наказания» в инсценировке Хапова претерпел значительные изменения: в спектакле остались только две линии — само убийство и отношения Раскольникова (Дмитрий Блинков) с Соней Мармеладовой (Мария Вознесенская). А за Порфирия, старуху, внутренних демонов и голос совести отвечает актриса Марина Гез.

Мария Вознесенская, Марина Гез, Дмитрий Блинков

— В Раскольникове мне увиделся такой условный рэпер. Человек, который выворачивает душу наизнанку, а уникальный язык Достоевского ему в этом — хороший помощник, — говорит Олег Хапов. — Природа существования у Родиона такая: рэп — это бунтарская и искренняя поэзия, это, как сказал кто-то из музыкантов, когда я пишу свои тексты кровью из вен. Раскольников устами автора — именно такой, иначе нам просто не раскрыть сущность, глубину, бездну этого романа.

Раскольников — рэпер, убежден режиссер Олег Хапов

При этом поэт Янис Грантс настаивает — как такового рэпа он все же не писал. Просто перечитывал роман с карандашом в руке и слушал, что оттуда шепнет стихотворной строчкой, спрятанной в прозе, сам автор.

Повернулся к стене. На грязных желтых обоях с белыми цветами выбрал один
Неуклюжий цветок...
Сколько на нем листьев? Какие в лепестках черточки? Сколько зазубринок...

Янис Грантс

— Я работал над стихами, а превратить их в рэп — все же задача режиссера, композитора, актеров, — говорит поэт. — Работать с Олегом было очень классно, легко, и я ему сразу сказал, что ранее каких-то особых отношений у меня с «Преступлением и наказанием» не было. Но я начал перечитывать роман и видел, что в этом тексте есть совершенно поэтические строки и мотивы. Например: «Эти 730 шагов жутко меня извели!» Это же готовая строчка. А через страницу: «Гадкое сердце мое». Это же прекрасный образ! Соединив и переплавив это все, ты получаешь некую мысль.

Сонечка и Раскольников, проститутка и убийца

— Это он виноват, он тебя обманул — все пути, смеясь, пред тобой разложил!
— Листья упавшие тоже прозрачны на свет. Мертвы, но еще не успели погибнуть.
— Мы не увидимся более. Затем и прошел. Воскрешение Лазаря мне прочитай...

Стилистика спектакля в хорошем смысле неровная. В начале, когда Раскольников обдумывает дилемму о твари дрожащей и имеющем право, его монологи очень похожи на шекспировские — нет-нет да проглянет сквозь штаны-афгани, черное пальто и худи (это, безусловно, дань рэперской моде) то Гамлет, то Макбет. В сценах с Соней мы слышим нежный верлибр. А вот к финалу — да, это будто начитка то ли  Басты, то ли Хаски, то ли тех исполнителей, коих нынче помечают сноской «иноагент»... Сейчас в моде «безыдейный» кальянный рэп, смесь девочковых стихов с попсой, но вот его кашеобразного мурлыканья в «Игре в...» вы точно не услышите — только рубящие воздух строчки протеста и признания, только хардкор, только на разрыв аорты!

Будут еще и настоящие рэперские кеды, висящие на проводах — и каждый этот символ разгадает по-своему.

Световая партитура постановки очень напоминает клубный концерт

Я посмел осмелиться — причина лишь в этом!
Черт меня тащил за жабры.
Я для себя убил!

Саунд-дизайнер Валентина Спирева также отвела немало времени на песни. Страшноватая считалочка, веселые девичьи частушки — все это обрамляет мрачный речитатив, который артист Блинков произносит так убедительно, будто лет десять прожил где-нибудь в Бронксе.

Перед походом в театр лучше все же освежить в памяти сам роман

О чем спектакль? А все о том же, что и роман — преступлении и наказании, пути из мрака до любви и раскаяния, игрищах эго с разумом и душой. Понравился бы он Федору Михайловичу? Мне кажется, да. Писатель, переживший пытку смертным приговором, наверняка оценил бы эксперимент по сжатию большой человеческой трагедии в час с небольшим сценического времени. Достоевский знал, сколько стоит минута жизни и как много за нее можно наворотить — плохого и хорошего.

Вот провода, а вот кеды.
Быть может, время вновь пойдет по кругу.
Другое время, другой замысел,
Но мы воскреснем друг для друга.

Марат Муллыев, ИА «Первое областное» Ксения Шумина

Последние новости

Неврологи со всей России улучшили навыки в диагностике и лечении пациентов на конференции в Москве

Фото: фонд «Правмир» Почти 150 врачей со всей России приняли участие во Всероссийской конференции «Нейрогенетика: от теории к помощи», которая состоялась на днях в Москве.

Инфраструктура для жизни

Участники заседания обсудили предложения по формированию нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Инфраструктура для жизни

Участники заседания обсудили предложения по формированию нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *